Помощь психотерапевта при стрессах и кризисах в Москве

Имашева Александра Григорьевна



Психолог-консультант,
психотерапевт
тел. 8-903-621-85-60

Имашева Александра Григорьевна

Символдрама — это творчество

Символдрама - это творчествоРазвитие психотерапии определяется жизнью общества. Психоанализ возник в декадентской среде распада Австро-Венгерской империи, и Зигмунд Фрейд воспринимал человека в первую очередь с точки зрения его патологии. Психоаналитическое восприятие мира патоцентрировано. В отличие от этого современная психотерапия, и особенно символдрама, ориентируется в гораздо большей степени на здоровые части личности и ресурсы человека. Символдрама использует заложенные в человеке возможности развития и духовного роста. Это одна из самых креативных форм психотерапии.

 

Ханскарл Лёйнер проходил юнгианский анализ и изначально не собирался создавать новый метод психотерапии. Он лишь хотел усовершенствовать и развить психоанализ. Но как это часто бывает с людьми творческими, активными, смелыми, у которых всегда много идей, рано или поздно они становятся диссидентами в своей профессиональной среде. Лёйнер действительно слишком далеко отошел от того, что тогда было принято в психоаналитическом сообществе. Но ведь и Мартин Лютер тоже изначально не собирался создавать новое религиозное течение, он лишь хотел улучшить, реформировать церковь, а в результате создал новую церковь. Конечно же, это образное сравнение, но я хотел показать, что Лёйнер не хотел покидать почву психоанализа, и, по большому счету, он так ее и не покинул.

 

Именно с этой точки зрения я и решил подойти к теме ассоциативного метода в символдраме, потому что между ним и методом свободных ассоциаций в психоанализе очень много общего. Свободные ассоциации использовали в своей работе и Фрейд, и Юнг, и Адлер. В соответствии с принципом свободных ассоциаций, Фрейд считал, что мысли пациента — даже самой незначительной, самой сотой, самой тысячной — необходимо дать возможность свободного развития. Таким образом, в психоанализе мы имеем дело, прежде всего, с мыслями, которые приходят в голову пациенту. В то же время в воображении пациента возникают также и образы, которые тоже развиваются в свободных ассоциациях. Так же, как и символдрама, психоанализ тоже работает с образами.

 

Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Я спросил об этом у Лёйнера, когда он уходил на пенсию. Создатель кататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлений психотерапии. Это те «три кита», на которых стоит символдрама:

  • принцип управляемой регрессии;
  • эмоционально-корректирующее воздействие;
  • представление образов пациентом непосредственно в присутствии психотерапевта.

 

1. Принцип управляемой регрессии. Без регрессии невозможно проведение психотерапии по методу символдрамы. Именно погружение пациента в состояние регрессии отличает символдраму от поведенческой психотерапии, созданной на основе учения И.П. Павлова. Процесс научения может проходить без регрессии. Символдрама, в отличие от научения, — это процесс развития. Благодаря регрессии в состояние, которое человек переживал в прошлом, происходит своеобразная рефлексия прошлого. Человек вспоминает, анализирует, а если надо, то и исправляет в своем воображении то, что было в его жизни. По сути символдрама — это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия в символдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируется и направляется через постоянный диалог клиента и терапевта.

 

2. Эмоционально-корректирующее воздействие. Регрессия позволяет скорректировать травматические переживания прошлого. Пациент приобретает эмоционально-корректирующий новый опыт. Впервые этот феномен описал Франц Александер, немецкий психоаналитик, эмигрировавший подобно многим другим известным психоаналитикам из гитлеровской Германии в США.

 

3. Представление образов в присутствии психотерапевта. Представление образов происходит при эмоциональном участии сидящего рядом психотерапевта, то есть образ возникает непосредственно в присутствии психотерапевта. И этим психотерапия по методу символдрамы отличается от других имагинативных техник, где тоже используется представление образов. Для сравнения: в методе активного воображения по Юнгу, который он использовал как инструмент «продвинутого» этапа анализа, пациент представляет свой образ один без присутствия аналитика и лишь затем рассказывает ему о своем имагинативном переживании. На высшей ступени аутотренинга по Шульцу, где тоже используются имагинации, пациент также сначала представляет образы молча и лишь затем рассказывает о них психотерапевту. Представление образов используется и в поведенческой психотерапии, где служит эффективным психотерапевтическим фактором. В символдраме создание образа происходит не только при непосредственном присутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним. Это оказывает большое влияние на специфику переноса и особенности регрессии пациента.

 

Эберхард Вильке (в сокращении; полная версия)

Перевод с немецкого Я.Л. Обухов


imaria.ru
Все материалы, если не указан иной копирайт, являются собственностью сайта. При перепечатке обязательна активная ссылка на www.imasheva.ru